3

Перезагрузка: в состав обновленной ВККС смогут войти экс-члены ВККС, Высшего совета юстиции и действующие члены Высшего совета правосудия.

В Верховной Раде зарегистрирован доработанный законопроект Владимира Зеленского о судебной реформе 3711-д.

Новеллой является норма о том, кто может быть членом Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) – органа, который будет отвечать за кадровые вопросы судебной системы, добор новых судей и переаттестацию действующих.

Так, если по действующей редакции Закона кандидатом в ВККС не может быть любой из бывших членов ВККС, членов Высшего совета юстиции или Высшего совета правосудия, то теперь такой запрет снимается.

Запрет будет распространяться лишь на тех членов ВСЮ, ВСП и ВККС, которые занимали должности в этих органах до вступления в силу Закона «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине». Этот закон вступил в силу 11 апреля 2014.

То есть, в обновленную ВККС сможет претендовать любой член ВККС, Высшего совета юстиции или Высшего совета правосудия, который был назначен после 11.04.2014 года.

Таким образом, перезагрузить Высшую квалифкомиссию судей можно будет действующими членами Высшего совета правосудия или же членами ВККС, которые были в последнем составе Комиссии (который и был распущен законом Зеленского о судебной реформе 193).

«Судебно-юридическая газета» ранее публиковала подробный анализ доработанного законопроекта.

В частности, предлагается, чтобы Конкурсная комиссия по добропорядочности оценивала только добропорядочность кандидатов в ВККС, а их профессиональный уровень будет оценивать Высший совет правосудия. Он же будет принимать окончательное решение, кого из предложенных КК кандидатов назначить в состав ВККС.

Отметим, что глава Комитета ВР по вопросам правовой политики Андрей Костин в ходе согласительного совета Верховной Рады 1 февраля заявил, что законопроект 3711-д полностью учитывает Вывод Венецианской комиссии.

Напомним некоторые тезисы Вывода ВК.

«Ще одна проблема це – неефективне виконання законів після їх прийняття, можливо, через постійну проблему з корупцією та недостатнім рівнем доброчесності в деяких органах судової влади. Однак, інституційні реформи не можуть бути вирішенням проблем, що виникають у зв’язку з особистою поведінкою деяких працівників цих установ (п. 38)».

«Питання, що стосуються доброчесності членів ВРП, також носять терміновий характер, і їх вирішення не повинно затримуватися (п. 23)»

«Жодних інших нових повноважень не слід надавати ВРП (п. 52)»

«Лише ті кандидати, які успішно пройшли оцінювання змішаним органом, можуть призначатися компетентним органом, який не сортував би кандидатів за рейтингом, а просто зазначив чи можуть вони подаватись (п. 71)».

«Венеційська комісія може прийняти ідею «швидкого вирішення», оскільки (а) Конкурсна комісія повинна забезпечити доброчесність ВККС до того, як вона почне свою роботу, та (б) слід вилучити деякі елементи проєкту Закону № 3711, у яких йтиметься про можливість впливу ВРП на ВККС. (п. 75)».

«Хоча це не висвітлено у законопроекті № 3711, питання доброчесності та етики членів ВРП також слід вирішити в терміновому порядку (п. 77)».

Также напомним, что Президент Владимир Зеленский в интервью для канала HBO рассказал, что планирует делать с судами.

В частности, по его словам, Комиссия по вопросам правовой реформы, созданная при Зеленском, на текущей неделе представит все законы, которые запускают «большую судебную реформу». Однако сама реформа займет 2-3 года.

На данный момент, по его словам, ему мешают проводить реформы ранее принятые законы.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.